Главная » Воспитание качеств

Воспитание качеств

Свой учительский труд И. Дружинин начинал в маленьком живописном волжском городке Плесе. Квартиру снимал на горе Левитана. Внизу распахивала свой простор Волга. На том берегу до самого горизонта тянулись поля, березовые рощи и перелески, желтые ленты проселочных дорог, линии высоковольтной передачи. Под горой дремал городок. Дома лепились по откосам, прятались в яблоневых и вишневых садах. Горбатые, мощенные булыжником улицы сбегали к городской площади, где белели приземистые торговые ряды - памятники архитектуры XIX века.

В Плесе тогда шла съемка фильма "Гроза", и потому уроки об Островском приобретали особую эмоциональную окраску. Споры о судьбе Катерины продолжались иногда и после школьного звонка, когда ребята провожали Дружинина домой, помогая нести на крутую горку туго набитый сочинениями портфель.

Подъем давался нелегко, и они обычно присаживались отдохнуть на старой, почерневшей от времени и дождей скамеечке. За глубоким оврагом по соседству поднималась гора Холодная. Под ее отвесным обрывом внизу плескались волны.

Одна из учениц- Надя Ткачева, взглянув на обрыв, сказала: "Старики говорят, что отсюда бросилась в Волгу Катерина. Свекровь замучила... И Островский об этой истории написал. Не случайно у нас "Грозу" снимают..."

Ей возразил кто-то из юношей: "Почему именно об этой? Вот в Кинешме есть Кабаний овраг. По имени купчихи, богатой и жестокой, его так назвали. Так ее невестка зимой, по снегу, бежала по этому оврагу к Волге, к проруби..."

И начался всегда желанный для учителя разговор, когда старшеклассники в поисках истины говорят о самом важном для себя искренне и откровенно.

Самое трудное: из светлого радужного мира - и в мрак, в непроглядную тьму, где она совсем одна. В этом истоки трагедии...

И все-таки самоубийство не выход. Надо было найти силы для борьбы!

- А ее смерть - это тоже борьба! Вызов темному царству... Протест. Крик души на всю Россию: "Лучше умереть, чем жить в неволе!"

Спор разгорался. Но вдруг Надя Ткачева тихо, отчетливо произнесла - и не одноклассников спросила, а саму себя, словно размышляя вслух: "А если бы дети были? Если бы дети?"

И спор неожиданно прекратился. И все задумались, как бы осмысливая заново и драму Островского, и горькую судьбу Катерины. Задумался и Дружинин: действительно, а если дети? Тут не следует торопиться с выводами - лучше вместе с учениками помолчать, подумать. Многое может открыться учителю в эти совместные минуты молчания. Тогда-то и понял он, почему накануне Надя подошла к нему с вопросом: "А можно мне не про героя написать, а про обыкновенного человека, который и на фронте не был?" Вопрос был не случаен. Дело в том, что Дружинин дал десятиклассникам задание - написать сочинение об участниках Великой Отечественной войны. Ему, как фронтовику, самому была близка и дорога память о тех, кто завоевал Победу. Хотелось, чтобы юноши и девушки чаще обращались к их героическим жизням, смогли своими словами передать величие их солдатского подвига. "Герои рядом с нами!" - так сформулировал он тему урока...

- О ком же ты хочешь написать?- поинтересовался учитель.

- О маме, - ответила Надя. - О своей маме... Ведь она одна нас вырастила. Работала и нас поднимала. Вот теперь все учимся: Юля, Оля и я.

Дружинин уже знал, что отец Нади Ткачевой погиб в бою под Кенигсбергом, что мать - санитарка санатория - сумела воспитать трех дочерей. Хороших, трудолюбивых девочек. И он сказал Наде, не колеблясь: "Конечно, о твоей маме надо написать!"

После Дружинин понял, что его воспитанница оказалась не только права, но и проявила инстинктивную проницательность, предугадав неизбежность скорого появления таких откровенных разговоров о своих родителях, и в первую очередь о матерях, чей подвиг справедливо называют героическим. Но в ту пору он был молод, горяч и не обратил особого внимания на просьбу ученицы. Вернее, не сделал из нее нужных педагогических выводов и по-прежнему на уроках превозносил образы женщин мужественных, твердых, целеустремленных, порой совершенно забывая о том, что они прежде всего женщины.

Рассказывая ученикам о жизни писателя и его героев, он многое воспринимал с такой же радостной новизной узнавания, как и старшеклассники. Ребята это чувствовали, и потому его симпатии, его восторги и привязанности невольно передавались им, в какой-то мере определяли их нравственную позицию. Дружинина очень увлекли "новые" люди из романа "Что делать?" И когда он говорил о Вере Павловне, то неизменно подчеркивал ее энергию, стремление к совершенствованию, незаурядные организаторские способности, сильную волю.

Все это было верно и нужно. Но за его категоричностью суждений нередко пропадало женское обаяние Веры Павловны, ее естественное желание любить и быть любимой. Не потому ли для большинства учащихся стало досадным открытием то обстоятельство, что у героини Чернышевского есть ребенок?

И дело вовсе не в поверхностном чтении, которым и поныне грешат старшеклассники. Неожиданностью для ребят стала Вера Павловна - мать, ибо они и не могли себе представить "новую" женщину в домашней, будничной, бытовой обстановке.

Лишь со временем учитель глубоко осознал, вернее убедился на опыте своих же уроков, соавторами которых выступали его ученики, что бессмертный роман "Что делать?"- учебник не только революции, но и новых человеческих отношений. Довольно метко выразился один из старшеклассников: "Это поистине энциклопедия семейной жизни". Не случайно нравственные правила и взаимоотношения "новых" людей становились для юношей и девушек примером уважения к женщине, к честным чувствам, которым Чернышевский придавал громадное общественное значение.

Вместе со своими воспитанниками Дружинин как бы заново открывал роман, постигая сердцем и умом его благородную гуманистическую сущность. Единство общественного и личного виделось не только в революционной борьбе, но и в становлении принципиально новой семьи, основанной на любви, уважении, свободе и равенстве. "Нет ничего выше человека, нет ничего выше женщины", - говорил Чернышевский. Именно это уважение друг к другу, доверие между супругами, духовная близость и общность взглядов позволяют "новым" людям достигнуть полноты любви и счастья в семье.

Статьи по теме:
Роль писателей в воспитании молодежи
Высокое понятие матери

Реклама
Случайная фраза

Нет ничего дороже дружеского участия. Оно всегда рождает в душе чувство благодарности.

Контакты