Главная » Семейное воспитание

Семейное воспитание

За тридцать с лишним лет работы в школе зримо и отчетливо видятся характерные приметы многих поколений, которые прошли через мою учительскую судьбу. Если каждый ученик своеобразен и неповторим, то тем более своеобразны и непохожи друг на друга выпускники разных лет. У каждого выпуска свой облик, свои особенности. Но есть одно - общее для старшеклассников последнего десятилетия: это стремительное взросление юношей и девушек. Акселерат, акселератка, акселерация - вот понятия, которые сейчас прочно вошли в обиход.

Вполне естественно, что ускоренное развитие наших питомцев поставило перед школой ряд трудных задач. В том числе улучшение нравственного воспитания, в которое органически включается и подготовка юношества к будущей семейной жизни. Не случайно потому и постановление Министерства просвещения СССР о введении курсов - "Гигиеническое и половое воспитание учащихся общеобразовательных школ" (в восьмых классах) и "Этика и психология семейной жизни" (в девятых-десятых классах).

Правда, занятия по этой программе в школах Прибалтики идут уже не первый год. Обобщен ценный и очень поучительный опыт. В результате бесед с эстонскими коллегами я почерпнул немало интересного и еще раз убедился в пользе подобного начинания. Ведь в школьных условиях вопросы пола неразрывно связаны с этическими проблемами, с процессом становления характера и личности. В восьмом классе упор делается на особенности развития организма в переходном возрасте, на информацию о вреде ранних половых контактов, алкоголя и курения для подростков. В девятых-десятых классах в "Основах семейной жизни" говорится о роли любви и семьи в жизни человека, о психологии брачных отношений, о правах и обязанностях молодых супругов. Конечная цель всех уроков - воспитать у юношей и девушек чувство высокой ответственности за будущую семью, чтобы обретать подлинное счастье в заботах друг о друге и о своих детях.

Чего греха таить, над учителем еще довлеет некое традиционное "табу" на разговор по вопросам пола и семьи. Педагоги, конечно, понимают необходимость этого разговора, но на практике, в общении с девушками и юношами теряются, проявляют жеманную стыдливость, не находят нужных слов и верного подхода к старшеклассникам.

Как ни странно, большинство родителей также почти не затрагивают этих проблем в разговоре с детьми-школьниками. Моральная установка: "Рано еще! Вот окончат институт, тогда..." Такая позиция приводит к тому, что перемены в личной жизни воспринимаются подчас очень драматично.

Теперь-то я никогда не забываю на первом же родительском собрании сказать о важности откровенного разговора по трудному вопросу. И не только напоминаю, но и стараюсь на убедительных примерах и фактах показать, что "подворотной науке" надо противопоставить доброе, умное, тактичное родительское слово. Говорю о том, что излишняя "заботливость" пап и мам - "рано еще об этом" - чаще всего отгораживает их от детей.

Правда, причиной духовной отчужденности порой бывают и разлад в семье, размолвки и ссоры между родителями. Захочется ли юноше или девушке делиться с ними самым-самым личным, если старшие не могут устроить свою личную жизнь? Нельзя забывать, что дети все видят и понимают, в пятнадцать - семнадцать лет происходящее дома воспринимают очень остро, болезненно, даже трагично. Со сколькими серьезными душевными срывами приходилось мне сталкиваться в воспитательной работе, когда все усилия школы шли насмарку из-за семейных неурядиц.

Эти обстоятельства, как и многое другое, что внезапно возникает в семье ученика, обязывают учителя держать в зоне особого внимания и взаимоотношения родителей, и подготовку будущего семьянина. Одна из девушек откровенно написала в сочинении: "Я часто задумываюсь о своей будущей жизни замужем. Пусть предположительно, пусть еще в далеком завтрашнем дне, но задумываюсь. Я не хочу повторения в моей семье того, что вижу в родном доме. Я хочу быть по-настоящему счастлива. А разве зазорно уже сейчас, на пороге выпуска из школы, задуматься о своем завтрашнем счастье! Разве не к жизни полноценной, земной, гармонически многообразной готовит нас школа!"

"Раздумья о любви, о браке и семье" - эта тема и десятки ее вариантов стали непременными в системе моей учительской работы. Пожалуй, ни одна из тем не вызывала такого количества сокровенных исповедей и такого искреннего желания глубоко разобраться в мире человеческих чувств. Причем это желание не было ни романтическим порывом, ни отвлеченной теорией, ни юношеским максимализмом, нет, оно прежде всего рождалось убежденностью молодежи в том, что человек в силах сделать жизнь совершеннее, а людей - счастливее.

Самое потаенное мне открывали ученические сочинения, и каждое помогало лучше узнать воспитанников, установить с ними незримую сердечную связь: ведь когда человек доверяет другому что-то очень близкое и сокровенное, то это как-то по-доброму роднит их. И я снова думал: откровенный разговор со старшеклассниками о любви, о браке и семье нужен не только юношам и девушкам, но и самому учителю. И как словеснику, и как классному руководителю - воспитателю, наставнику.

И потому закономерно продолжение таких уроков и после звонка: вопросы, мнения, споры, раздумья, скоротечные, но горячие диспуты - словно ослепительная вспышка внезапно вырвавшихся молодых страстей.

Статьи по теме:
Счастливая семья: сложно ли?

 

Реклама
Случайная фраза

В мечтах об идеале кроется немало эгоизма.

Контакты